Указание мер безопасности

Порядок установки

Подготовка к работе

Порядок работы

Разборка и сборка

Техническое обслуживание

Возможные неисправности и методы их устранения

Указание мер безопасности

Для обеспечения безопасности при обслуживании двигатель необходимо заземлить проводами с помощью болтов, расположенных на станине и внутри коробки выводов.

При  подготовке  двигателя  к  эксплуатации  надежно  подсоединить  всеподводящие  провода  к  статору  и  ротору  (для  двигателей  с  фазным  ротором). Следить, чтобы токоведущие части были  заизолированы, а вводные устройства и смотровые люки закрыты крышками. Обслуживание  при  регламентных  и  профилактических  работах  проводить только после отключения  двигателя от сети и полной остановки вращающихся частей.

Прежде  чем  включить  двигатель,  необходимо  убедиться в отсутствии посторонних предметов у вращающихся частей под кожухом (например, у вентилятора).  Вращающиеся  части  должны  быть  защищены  от  прикосновения  к ним. Подъем и перемещение двигателя осуществляются только за рым-болт.

При возгорании двигателя необходимо отключить его от сети. Пожарная безопасность  обеспечивается  соблюдением  правил  эксплуатации,  рациональным применением аппаратуры защиты в соответствии с требованиями ПУЭ (защита от короткого замыкания, длительной перегрузки).

Не допускается работа двигателя со снятыми крышкой вводного устройства,  крышками  смотровых  люков,  кожухом  вентилятора  и  кожухом  щеточноконтактного узла (для 4МТН280).

к началу страницы

Порядок установки

После распаковки двигатели очистить от пыли и антикоррозионной смазки. Смазку удалить ветошью, смоченной  в керосине или бензине.

Перед монтажом, а также после длительных простоев, особенно при повышенной влажности и перед эксплуатацией, измерить сопротивление изоляции обмоток статора и фазного ротора относительно корпуса и между обмотками. Для  двигателей  с  номинальным  напряжением  до  500В  включительно  измерения производить мегаомметром  на напряжение  500В; для двигателей с номинальным напряжением свыше 500В - мегаомметром на 1000В. Сопротивление изоляции должно быть не менее 10 Мом. Двигатели с меньшим  сопротивлением изоляции необходимо просушить. Сушку можно производить током короткого замыкания, включая двигатель с заторможенным  ротором на пониженное напряжение  (10-15%  от  номинального),  или  наружным  обогревом  посредством ламп, сушильных печей и др. Во время сушки температура на обмотке статора должна плавно подниматься, не превышая 180°С. Не допускается быстрый нагрев двигателя, так как при этом может возникнуть интенсивное выделение пара, вредно действующего на изоляцию.Сушка считается законченной, если сопротивление изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками достигло не менее 10Мом.

До монтажа у двигателей с фазным ротором необходимо проверить правильность  установки  щеток  на  контактных  кольцах.  Щетки  не  должны  быть смещены за край контактных колец,  не должны иметь перекосов, должны быть тщательно притерты. Смещение щеткодержателей (щеток) по отношению к контактному кольцу до 2-х мм от края кольца. Неизолированные проводники щеток разных фаз не должны соприкасаться. В процессе срабатывания щетки нажимной механизм обеспечивает постоянное давление на поверхность контактного кольца. Значения давления щетки на контактное кольцо приведены в  таблице.

При  креплении  двигателя  фланцем  к  редуктору  с  масляной  ванной  необходимо  применять  уплотнения  или  принять  меры,  чтобы  масло  не  попало внутрь двигателя.

При любом способе передачи вращения необходимо производить динамическую  балансировку  с  полушпонкой  деталей,  устанавливаемых  на  конце вала: муфты, шестерни, и т.д. При неотбалансированных деталях передачи во время  работы  двигателя  возникают  дополнительные  вибрации,  приводящие  к преждевременному износу подшипников и выходу двигателя из строя. Перед запрессовкой элементов передачи выступающий конец вала покрыть тонким слоем смазки. Во  избежание  повреждений  подшипников  детали,  устанавливаемые  на вал,  нагреть  до  температуры,  близкой  к  100°С  и  обеспечить  упор  для  вала с противоположной  стороны. Двигатель  устанавливать  только  на  прочном  фундаменте  или  соответствующем массивном основании на горизонтальной плоскости вниз лапами. При этом обеспечить соосность вала двигателя с валом механизма. Иначе могут возникнуть дополнительные усилия на подшипники и повышение вибрации, что быстро выведет двигатель из строя. Для двигателей исполнения IM2004 допускается установка на лапы дополнительной массы не более 200кг с центром тяжести от оси двигателя не более 300мм. В двигателях с двумя выступающими концами вала соединение одного конца допускается только посредством эластичной муфты, общая нагрузка не должна быть больше номинальной для данных двигателей. При  правильном  монтаже  и  соблюдении  вышеуказанных  правил  ротор должен свободно, без видимых заеданий, проворачиваться.

к началу страницы

Подготовка к работе

Перед  началом  работы  двигателя  необходимо  осмотреть  состояние  щеток и контактных колец, проверить легкость вращения вала двигателя от руки, проверить соответствие напряжения  и частоты сети напряжению и частоте, указанным на фирменной табличке, а также  правильность подключения выводных концов двигателя к питающей сети по схеме, приведенной на крышке коробки выводов. Необходимо проверить надежность и исправность соединения проводов питающей сети с выводами обмотки статора, надежность крепежных соединений и заземления. Токоотводы роторной обмотки двигателей с фазным ротором надежно соединить с блоком пусковых реостатов.Подключение в цепь ротора добавочных реостатов обеспечивает существенное снижение пускового тока и повышение пускового момента. Реостат считается подобранным правильно при двукратном и более превышении пускового момента по отношению к номинальному. Если у потребителя возникают затруднения при использовании или выборе пусковых реостатов, то следует обращаться к предприятию-изготовителю. Произвести  пробный  пуск  двигателя  на  холостом  ходу  для  проверки исправности механической части (отсутствие вибраций, стуков, ударов, тряски, шумов) и направления вращения. Пуск двигателя с фазным ротором осуществляется при полностью введенных  в  цепь  ротора  пусковых  реостатах.  По  мере  разгона  с  помощью  коммутационной аппаратуры необходимо поочередно выводить реостаты из цепи ротора. Пуск двигателя с фазным ротором с разомкнутой обмоткой ротора не является признаком брака. Пуск двигателя с короткозамкнутым ротором осуществляется непосредственным включением на полное номинальное напряжение сети. Для изменения направления вращения необходимо поменять между собой любые два токопроводящих провода питающего кабеля. Обкатку  двигателя  в  режиме  холостого  хода  производить  в  течение  30 мин. При  возникновении  повышенного  шума,  вибрации  и  нагрева  подшипниковых узлов по истечении времени обкатки проверить состояние и наличие смазки в подшипниках. При необходимости смазку пополнить или заменить. Дополнение либо замена смазки могут потребоваться после длительных простоев или хранения двигателей в условиях повышенной влажности либо при перепаде температур окружающей среды.

к началу страницы

Порядок работы

После пробного пуска и устранения замеченных недостатков произвести пуск под нагрузкой на полное номинальное напряжение сети от аппаратов ручного дистанционного или автоматического управления. Для  пуска  применять  пусковую  аппаратуру,  обеспечивающую  защиту двигателя  от  работы  на  двух  фазах,  в  режиме  короткого  замыкания  и  от  длительных перегрузок. При работе с полной (номинальной) нагрузкой необходимо убедиться, что ток в обмотке статора не превышает значения, указанного на фирменной табличке.

к началу страницы

Разборка и сборка

Отключить двигатель от питающей сети, отсоединить от токоведущих и заземляющих проводов, приводного механизма или редуктора. Разборку двигателя производить в следующем порядке:

  • снять при помощи съемника полумуфту или шестерню с вала двигателя;

  • отвернуть болты и снять кожух вентилятора;

  • снять вентилятор;
  • отвернуть болты, крепящие наружные подшипниковые крышки к подшипниковому щиту (при их наличии) и снять крышки;

  • отвернуть болты, крепящие подшипниковые щиты к станине;
  • снять  подшипниковые  щиты  легкими  ударами  молотка  из  мягкого    материала (дерева, цветного металла, и т.д.) по приливам на щите либо при помощи  отжимных  болтов,  ввинчивая  их  в  два аметрально  расположенные отверстия на щите. При снятии подшипникового щита со стороны щеточного узла двигателей с фазным ротором предварительно поднять и зафиксировать в поднятом состоянии щеткодержатели со щетками;

    - извлечь ротор так, чтобы не повредить лобовую часть обмотки статора.

Разборка двигателя 4МТН280 с вынесенным щеточным контактным узлом осуществляется следующим образом:

  • снять при помощи съемника полумуфту или шестерню вала двигателя;
  • отвернуть болт и снять кожух вентилятора;

  • снять вентилятор;

  • отвернуть  болты,   крепящие   наружную    крышку  подшипника  к подшипниковому щиту со стороны вентилятора и снять крышку;

  • снять кожух щеточно-контактного узла;

  • поднять и зафиксировать щеткодержатели со щетками;

  • снять запорное кольцо, зажимающее контактные кольца;

  • поочередно отсоединить выводные провода обмотки ротора от контактных колец, снять кольца с вала;
  • отсоединить провода от контактных болтов щеткодержателей;

  • отвернуть болты  и  снять крышку  подшипника с пальцем щеткодержателя;

  • в коробке выводов отсоединить провода от контактных болтов Р1, Р2, Р3 клемной колодки;

  • отвернуть болты, крепящие подшипниковые щиты к станине;

  • снять подшипниковые щиты при помощи отжимных болтов, ввинчивая их в два диаметрально расположенные отверстия на щите;

  • извлечь ротор так, чтобы не повредить лобовую часть обмотки статора.

Сборка двигателя производится в последовательности, обратной разборке. После сборки двигателя проверить сопротивление изоляции обмотки статора и ротора (для двигателя с фазным ротором) относительно корпуса и между обмотками и вращение ротора  (от руки).  

к началу страницы

Техническое обслуживание

Ответственность за общее состояние, своевременное проведение и качество выполнения технического обслуживания двигателя на каждом предприятии несет конкретное лицо, назначенное для этих целей.

В процессе эксплуатации двигателя необходимо вести общее наблюдение за его работой, систематически проводить технические осмотры, текущие и планово-предупредительные ремонты. При  общем  наблюдении  периодически  контролировать  режим  работы,  нагрузку  и нагрев  двигателя,  состояние  контактов  в  коробке  выводов  и  щеточном узле, надежность заземления и  следить за напряжением сети. Допустимое отклонение напряжения питающей сети от номинального значения от –5% до +10%. Периодичность  технических  осмотров  устанавливается  в  зависимости  от производственных условий, но не реже одного раза в два месяца. При  технических  осмотрах  очистить  двигатель  от  загрязнений,  проверить надежность заземления и соединения двигателя с приводным механизмом, состояние контактов в коробке выводов и состояние щеточного узла. При  осмотре  двигателя  удалять  металлическую  и  угольную  пыль  из  камер  контактных  колец,  кольца  и  щетки  протирать  сухой  и  чистой  неволокнистой  салфеткой.  Следы  подгорания  на  кольцах  зачищать  мелкой  стеклянной  бумагой.  Изношенные  щетки  заменить  запасными.

Необходимо также измерить сопротивление изоляции обмоток статора и ротора и цепи термодатчиков (при их наличии), проверить затяжку крепежных соединений и состояние уплотнений по линии вала. Замеченные недостатки устранить. Текущий  ремонт  производится  при  замеченных  отклонениях    в  работе двигателя: повышенном нагреве корпуса, увеличении шума и вибрации и других неисправностях. Периодичность  планово-предупредительных  ремонтов  устанавливается в зависимости от роизводственных условий, но не реже одного раза в год. При планово-предупредительных ремонтах производится:

  • демонтаж и разборка двигателя, промывка, сушка и чистка узлов и деталей;
  • осмотр подшипников, щеточного, узла, статора и ротора для обнаружения механических повреждений, выявления деталей, подлежащих замене, восстановлению и пригонке;
  • устранение  замеченных  недостатков  и  неисправностей,  балансировка ротора  (при  необходимости), замена  изношенных  щеток,  устранение  следов подгорания контактных колец, притирка щеток и контактных колец.

Следы подгорания, неровности поверхности контактных колец и биения устранить шлифовкой или  обточкой. Контактные поверхности колец  должны быть строго цилиндрическими и иметь гладкий полированный вид без неровностей, царапин и горелых мест. Замену щеток у двигателей с фазным ротором производить  при их износе до 60% по высоте. Щетки должны быть тщательно притерты к поверхности контактных колец. Для этого между обеими щетками и кольцом проложить стеклянную бумагу, обращенную рабочей стороной к щеткам, и передвигать бумагу вперед-назад при нормальном давлении на щетки. Для правильной притирки концы бумаги нужно отогнуть вниз от щеток вдоль поверхности кольца. Применение наждачного или карборундового полотна для притирки щеток недопустимо.  

Необходимость  замены  подшипников  определятся  истечением  их  гарантийного срока службы, подшипниковым шумом при работе двигателя, задеванием ротора о статор, стуком в подшипниках, наличием механических повреждений. Подшипники  снимать  с  вала  при  помощи  съемника.  Перед  установкой подшипников тщательно очистить и промыть бензином поверхности под подшипники на валу и в щите. Подшипники насаживать на вал нагретыми в воздушной среде или  масляной ванне до температуры 80°С. Подшипники с двумя уплотнительными шайбами поставляются со смазкой, заложенной на заводе изготовителе на весь срок службы (20000 часов). В открытые и полуоткрытые подшипники двигателей видов климатического исполнения У1, Т1 закладывать смазку УНИОЛ-1 УССР201150-78, для видов климатического исполнения УХЛ1, О1 – смазку ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80.

Двигатели  МТ(К)Н  311-613;  4МТ(К),  4МТ(К)М200,  225;  4МТМ280, 4МТН280  поставляются  с  рабочей  смазкой  в  подшипниках,  обеспечивающей работу в течение 3000-4000 часов. Допускается применять другие равноценные по характеристикам смазки. Замена смазки в открытых и полуоткрытых подшипниках при нормальных условиях работы двигателя должна производиться через 3000-4000 часов работы, но не реже одного раза в год. При работе двигателя в пыльной и влажной среде замена смазки в подшипниках производится по мере необходимости. Смазкой заполняется свободный объем подшипника, лабиринтные канавки и  полости внутренних подшипниковых крышек.

Примечание: 50%  всей массы смазки закладывается в подшипники (равномерно по окружности), 50%  — в камеры подшипников и жировые канавки,  технические осмотры и ремонты производить при обязательном отключении двигателей от питающей сети. Подшипники рассчитаны для работы в течение 20000 часов.

 к началу страницы

Возможные неисправности и методы их устранения

Неисправность, внешнее проявление  и дополнительные  признаки Вероятная причина Методы устранения
Двигатель при пуске не разворачивается. Отсутствие или  недопустимое понижение напряжения питающей сети. Устранить неисправность сети.
Двигатель при пуске гудит и не разворачивается. Обрыв одной из фаз в обмотке статора или ротора двигателя, в подводящих проводах. Неправильное соединение фаз. Недопустимое понижение напряжения питающей сети. Двигатель перегружен.Неисправность приводного механизма. Найти и устранить неисправность в обмотках статора и ротора. При необходимости заменить ротор. Проверить и поменять местами выводы фаз. Устранить неисправность в сети. Проверить нагрузку и снизить ее. Устранить неисправность в приводном механизме.
При вращении двигатель гудит и перегревается. Междувитковое замыкание. Короткое замыкание между фазами. Обрыв одной из фаз. Устранить неисправность обмотки.
Повышенный перегрев двигателя. Двигатель перегружен. Повышено или понижено на пряжение сети. Повреждена витковая изоляция обмотки статора. Повышена температура окружающей среды. Нарушена нормальная вентиляция. Неисправность вентилятора двигателя. Снизить нагрузку до номинальной. Установить номинальное напряжение сети. Отремонтировать обмотку. Проверить температуру окружающей среды и обеспечить снижение мощности двигателя. Устранить загрязнения в вентиляционных отверстиях в кожухе и между ребрами станины. Устранить неисправность вентилятора, при необходимости заменить.
Двигатель вращается с сильно пониженной скоростью. Во время разгона отключилась одна из фаз. Понизилось напряжение питающей сети. Двигатель перегружен. Устранить неисправности в питающей сети, аппаратуре. Устранить перегрузку.
Пониженное сопротивление изоляции. Загрязнение или отсырвание обмоток статора и (или) ротора. Разобрать двигатель, прочистить, продуть, просушить обмотки.
Повышенный перегрев подшипников. Неправильная центровка двигателя с приводным механизмом. Повреждение подшипников. Избыток или недостаток смазки в подшипниках. Загрязнение смазки. Проверить центровку. Устранить несоосность валов. Заменить подшипники. Обеспечить необходимое количество смазки. Промыть бензином подшипники и заполнить их и подшипниковые камеры необходимым количеством смазки.
Стук в подшипнике.    Повреждение подшипника.   Заменить подшипник.
Повышенная вибрация. Недостаточная жесткость фундамента. Несоосность вала двигателя с валом приводного механизма. Неотбалансирован приводной механизм или соединительный элемент (муфта, шкив и т.д.) Устранить причину. Проверить балансировку приводного механизма и соединительного элемента. При необходимости отбалансировать.
Искрение под щетками двигателя с фазным ротором. Перекос щетки. Загрязнение контактных колец. Недостаточное нажатие на щетки. Повреждение контактной поверхности колец. Износ щеток. Плохая притирка щеток. Устранить причину. Протереть контактные кольца. Устранить причину. Прошлифовать или проточить контактную поверхность колец. Установить новые щетки. Притереть щетки, протягивая полоски стеклянной шкурки по направлению вращения между кольцами и щетками. Заменить щетку.
Замыкание контактных колец двигателя или  фазного ротора. Загрязнение контактных колец и щеточного устройства медноугольной пылью. Сырая изоляция контактных колец. Замыкание соединений обмотки с  торцов фазного ротора. Прочистить и продуть контактные кольца и щеточное устройство. Просушить изоляцию. Устранить замыкание.
Неисправность, внешнее проявление  и дополнительные  признаки Вероятная причина Методы устранения

 к началу страницы