ПРАЙС-ЛИСТ

ОПИСАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

УСТРОЙСТВО И РАБОТА

ОБЩИЙ ВИД ДВИГАТЕЛЯ

Настоящее описание дает рекомендации по транспортированию, распаковке, хранению, монтажу и эксплуатации асинхронных трехфазных электродвигателей серии АИР, 5А, 5АМ, АДМ, АИРМ, АД, АМ, АК, А в дальнейшем именуемых «двигателей», с высотами оси вращения от 56 до 355 мм. Двигатели поставляются общепромышленного применения и специализированных исполнений и модификаций. В связи с постоянной работой по совершенствованию изделии в конструкцию могут быть внесены изменения, не отраженные в данном издании.

Структура условного обозначения электродвигателей АИХХ ХХХ ХХХ-ХХХ:

А - асинхронный электродвигатель

И - унифицированная серия (И - Интерэлектро);

Х - привязка мощностей установочным размерам (Р - по РС 3031 -71, С - по CENELEK док. 28/64);

Х - Р - с повышенным пусковым моментом, - С - с повышенным скольжением;

XXX - габарит, мм;

Х - установочный размер по длине станины (S,M,L);

Х - длина сердечника статора

(А или В, отсутствие буквы- означает только одну длину сердечника - первую);

Х - число полюсов: 2, 4, 6, 8;

X - дополнительные буквы для модификаций электродвигателя (Б - со встроенной температурной защитой; П - с повышенной точностью по установочным размерам; Х2 - химически стойкие; С - сельскохозяйственные);

XX - климатическое исполнение электродвигателя (У, Т, ХЛ) и категория размещения (1, 2, 3, 4, 5).

Описание и назначение двигателей

Двигатели общепромышленного применения серии АИР, 5А, 5АМ, АДМ, АИРМ, АД, АМ, АК, А имеют основное и специализированные исполнения, а также электрические модификации: с повышенным скольжением, со встроенными датчиками температурной защиты и многоскоростные. Двигатели специализированного применения предусматривают тропическое и химостойкое исполнение. Двигатели общепромышленного применения предназначены для макроклиматических районов с умеренным климатом (У) для работы в следующих условиях:

  • на открытом воздухе (воздействие совокупности климатических факторов, характерных для данного микроклиматического района) − категория размещения 1 (например, АД200М4У1)

  • под навесом или в помещении, где колебание температуры и влажности воздуха несущественно отличаются от колебаний на открытом воздухе: в палатках, кузовах, в помещениях без теплоизоляции и т.д. при отсутствии прямого солнечного воздействия и атмосферных осадков – категории размещения 2 (например, АД200М4У2)

  • в закрытых помещениях с естественной вентиляцией без искусственно регулируемых климатических условий: в металлических (с теплоизоляцией), каменных, бетонных и т.д. помещениях, где колебание температуры и влажности воздуха, воздействия песка и пыли значительно меньше, чем на отрытом воздухе – категория размещения 3 (например, АД200М4У3)

  • на высоте до 1000 м над уровнем моря

  • при температуре окружающей среды от - 45 до +40 0С и относительной влажности до 80% при 15 0С.

  • в невзрывоопасной среде, не содержащей агрессивных газов и паров, в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию (не насыщенной водяными парами и токопроводящей пылью).


Двигатели тропического исполнения категории Т2 (например АД200М4Т2) предназначены для работы в палатках, металлических помещениях, без теплоизоляции, под навесами, с температурой окружающего воздуха от -10 до + 50 0С и относительной влажностью до 80% при температуре окружающей среды 27 0С и высоте над уровнем моря до 1000 м.

Двигатели химостойкого исполнения (например, АД200М4Х2У3) предназначены для работы в помещениях при нормальной концентрации агрессивных сред и при неоднократном воздействии на них аварийной концентрации (до 20-кратной) при температуре окружающей среды от - 45 до + 40 0С и относительной влажности до 80% при 15 0С.

Общая продолжительность воздействия агрессивных сред аварийной концентрации в течение всего срока службы двигателя не должна превышать 135 ч.

Химически активные среды имеют следующую номинальную концентрацию, мг/м3:

окислы азота в пересчете на NO2

5

аммиак (NH3)

20

сероводород (H2S)

10

двуокись серы (SO2)

10

трехокись серы и серная кислота (SO3 и H2SO4 )

1

хлор (CI2)

1

хлористый водород (HCI)

5

озон (O3)

0,1

углекислый газ (СO2)

30000

аммиак + сероводород (NH3 + H2S)

20+10

двуокись серы + хлористый водород (SO2 + HCI)

10+5

трехокись серы + окислы азота в пересчете на NO2 (SO3 + NO2)

1+5

трехокись серы + хлористый водород (SO3 + HCI)

1+5

трехокись серы + двуокись серы (SO3 + SO2)

1+10

хлористый водород + аммиак (HCI + NH3)

5+20


Многоскоростные электродвигатели (на 2, 3 и 4 частоты вращения) предназначены для приводов со ступенчатым регулированием скорости.

Двигатели с повышенным скольжением предназначены для приводов механизмов с высоким коэффициентом инерции, механизмов с неравномерной пульсирующей нагрузкой и механизмов с частыми пусками.

При эксплуатации двигателей на высотах от 1000 м до 4300 м мощность на валу двигателя должна быть снижена с учетом коэффициента нагрузки, приведенного в таблице 1.

 Таблица 1

Высота, м

1000

1500

2000

2400

3000

3500

4000

4300

Коэффициент нагрузки, Кр

1,0

0,98

0,95

0,93

0,88

0,84

0,80

0,74

 

↑ к началу страницы

Технические данные двигателей

Двигатели основного исполнения рассчитаны для работы в продолжительном режиме работы S1 по ГОСТ 183-74 от сети переменного тока на одно из стандартных напряжений от 220 до 660 В частоты 50 или 60 Гц. Двигатели с повышенным скольжением (например, АДС200М4) предназначены для работы в повторно-кратковременном режиме работы S3 по ГОСТ 183-74. Допускается работа двигателей с повышенным скольжением в режимах S1 и S4 по ГОСТ 183-74, при этом технические характеристики (номинальная мощность, продолжительность включения, число включений в час, коэффициент инерции) должны быть согласованы с поставщиком двигателей.

Технические данные на конкретный тип двигателя (номинальная мощность, кВт; напряжение, В; частота, Гц; линейный ток, А; частота вращения, об/мин; коэффициент мощности, cosφ; к.п.д, %; масса, кг; соединение фаз обмотки; класс изоляции; степень защиты; режим работы) указаны на фирменной табличке, укрепленной на корпусе двигателя.

 

↑ к началу страницы

Устройство и работа электродвигателей

Двигатели выпускаются закрытого исполнения с внешним обдувом от вентилятора, выполненного из алюминиевого сплава, который крепится на валу при помощи шпонки и пружинного кольца.

Степень защиты двигателя IP54 по ГОСТ 17494-87. По специальному заказу возможна поставка двигателя со степенью защиты IP55.

В зависимости от способа монтажа двигатели изготавливаются в конструктивном исполнении:

  • IM10, на лапах с подшипниковыми щитами;

  • IM20, на лапах с подшипниковыми щитами и фланцем на щите со стороны привода;

  • IM30, без лап с подшипниковыми щитами и фланцем на щите со стороны привода.

  • Могут поставляться с одним концом вала (IM1081, IM2081, IM3081) или двумя (IM1082, IM2082, IM3082).


Двигатели состоят из статора (поз. 9), ротора (поз. 10), подшипниковых щитов (поз. 4, 12), вентилятора (поз. 14) и кожуха (поз. 17) (приложение 2).

Статор двигателя (поз. 9) состоит из чугунной станины с радиальным оребрением, сердечника, набранного из листов электротехнической стали с обмоткой из круглого медного провода. Обмотка двигателей имеет класс нагревостойкости изоляции «F» по ГОСТ 8865-93.

Короткозамкнутый ротор (поз. 10) представляет собой вал с насаженным на него сердечником, набранным из листов электротехнической стали и залитым алюминием.

Подшипниковые узлы состоят из подшипников качения (поз. 20, 24), чугунных подшипниковых щитов (поз. 4, 12) и крышек подшипников наружных (поз. 2, 18) и внутренних (поз. 6, 11). Для пополнения смазки в подшипниках без разборки двигателя в подшипниковых щитах имеются специальные каналы, закрытые масленкой или болтом (поз.5). Для удаления отработанной смазки в наружных крышках подшипника имеются спускные каналы, закрытые болтом (поз. 23).

Для двигателей, в которых установлены подшипники с защитными уплотнениями, внутренняя подшипниковая крышка со стороны выходного конца вала не устанавливается, масленки для пополнения смазки и спускные каналы для удаления отработанной смазки не предусмотрены.

Коробка выводов закрытого исполнения со степенью защиты IP54. Коробка выводов выполняется с выводами, закрепленными на клеммной колодке (исполнение К-3) с одним или двумя штуцерами, допускающими подсоединение гибкого металлического рукава, медного или алюминиевого кабеля с резиновой или пластмассовой оболочкой.

На корпусе электродвигателя имеется болт заземления (поз. 22), для двигателей тропического исполнения на корпусе располагается два болта заземления.

Для подъема и перемещения двигателя служит рым-болт (поз. 8).

В двигателях со степенью защиты IP54 с открытыми подшипниками в наружных подшипниковых крышках (поз. 2, 18), имеются фетровые уплотнения. При применении подшипников с защитными уплотнениями фетровые уплотнения не устанавливаются.

В конструкции двигателей со степенью защиты IP55 предусмотрена установка в наружную крышку подшипника (поз. 2, 18), резиновых армированных манжет по ГОСТ 8752-79 вместо фетровых уплотнений.

Принцип работы двигателя заключается в электромагнитном взаимодействии между статором и ротором. В момент пуска двигателя вращающееся магнитное поле статора пересекает ротор, в обмотке которого создается ток. Созданный этим током поток взаимодействуют с вращающимся магнитным полем статора, и ротор начинает вращаться в сторону магнитного поля.

Для защиты двигателей в аварийных режимах работы, при которых возможен нагрев обмоток до недопустимой температуры, по заказу потребителей двигатели могут поставляться со встроенными датчиками температурной защиты. В качестве датчиков используются терморезисторы с положительным температурным коэффициентом − позисторы. Три последовательно соединенных датчика типа СТ-14-2 (ТУ 11-85 ОЖО.486165ТУ) встраиваются в лобовую часть каждой из фаз обмотки статора со стороны, противоположной вентилятору наружного обдува. Концы цепи датчиков выводятся в коробку выводов. Возможна установка выводов датчиков температурной защиты на специальные контактные болты клеммной колодки.

Выводы термодатчиков промаркированы «Т1» и «Т2». К этим клеммам подключается блок температурной защиты, реле или иной аппарат, реагирующий на сигнал датчиков. Классификационная температура (температура срабатывания) датчиков 145 0С − для класса изоляции «F». Согласно требованиям ТУ 11-85 ОЖО.486165ТУ, в интервале температур от – 40 0С до температуры на 20 0С ниже классификационной, сопротивление каждого терморезистора при напряжении 2,5 В находится в пределах от 20 до 400 Ом. Сопротивление терморезистора при 25 0С и напряжении 2,5 В – от 40 до 140 Ом. Сопротивление терморезисторов при температуре на 5 0С выше классификационной – не менее 1330 Ом.

Датчики реагируют только на температуру обмотки статора, и их действие не зависит от причин возникновения опасного нагрева. Поэтому такая система обеспечивает защиту двигателей как в режимах с медленным нагреванием (перегрузка, недопустимое отклонение напряжения или частоты питающей сети, работа на двух фазах и т.д.), так и режимах с быстрым нагреванием (заклинивание ротора, выход из строя подшипников и т.д.). Согласно требованиям ГОСТ Р 51689-2000 температура срабатывания защиты недолжна превышать 170 0С при медленном нагревании и 225 0С при быстром нагревании.

Многоскоростные электродвигатели (на 2, 3 и 4 частоты вращения) изготавливаются на базе односкоростных и отличаются только конструкцией обмотки статора. Габаритные и установочные размеры, условия эксплуатации, особенности конструкции, подшипники и подшипниковые узлы многоскоростных двигателей идентичны двигателям основного исполнения. Многоскоростные двигатели выполняются с коробкой выводов типа К-3-II (с клеммной панелью выводов и двумя штуцерами).

Двигатели с повышенным скольжением отличаются от базовых обмоткой короткозамкнутого ротора, которая выполняется из сплава повышенного сопротивления. Для отдельных типов электродвигателей предусмотрено также использование специальных листов магнитопровода ротора с уменьшенным сечением паза. Габаритные и установочные размеры, условия эксплуатации, особенности конструкции, подшипники и подшипниковые узлы двигателей с повышенным скольжением идентичны двигателям основного исполнения.

Особенности конструкции двигателей химостойкого исполнения заключаются в применении специальных лакокрасочных материалов, покровных составов и марок резины для уплотнений.

 

↑ к началу страницы

Приложение 2

Общий вид двигателя.

общепромышленный двигатель 

1, 15 – шпонка;

2, 6, 11, 18 – крышка подшипниковая;

3, 7, 13, 21 – болт;

4, 12 – щит подшипниковый;

5 – масленка;

8 – рым-болт;

9 – статор;

10 – ротор;

14 – вентилятор;

16, 19 – кольцо пружинное;

17 – кожух вентилятора;

20, 24 – подшипник;

22 – болт заземления;

23 – болт-заглушка;

25 – пружина кольцевая.

↑ к началу страницы