УКАЗАНИЕ МЕР БЕЗОПАСТНОСТИ

ПОРЯДОК УСТАНОВКИ

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

ПОРЯДОК РАБОТЫ

РАЗБОРКА И СБОРКА

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Указание мер безопасности при работах с электродвигателями

Для обеспечения безопасности при обслуживании двигатель необходимо заземлить проводами заземления с помощью болтов, расположенных на станине и с помощью винта, расположенного внутри коробки выводов.
При подготовке двигателя к эксплуатации надежно подсоединить питающий кабель. Следить, чтобы токоведущие части были заизолированы, а вводное устройство закрыто крышкой.
Обслуживание двигателя производить только после отключения его от сети и полной остановки вращающихся частей.
Прежде чем включить двигатель, убедитесь в отсутствии посторонних предметов у вращающихся частей (например, у вентилятора). Вращающиеся части должны быть защищены от прикосновения к ним. Подъем и перемещение двигателя осуществлять за рым-болт. При возгорании двигателя необходимо отключить его от сети. Пожарная безопасность обеспечивается соблюдением правил эксплуатации.
к началу страницы

Порядок установки электродвигателя однофазного исполнения

Перед монтажом и после длительных простоев, особенно при повышенной влажности, перед эксплуатацией измерять сопротивление изоляции обмоток двигателя с номинальным напряжением до 500 В включительно мегаомметром на 500 В, с номинальным напряжением свыше 500 В – мегаомметром на 1000 В. Сопротивление изоляции обмоток статора относительно корпуса и между фазами не должно быть ниже 0,5 МОм. Если сопротивление изоляции обмоток ниже 0,5 МОм, двигатель необходимо просушить. Сушку можно производить током короткого замыкания, включая двигатель с заторможенным ротором на пониженное напряжение (10-15% от номинального), или наружным обогревом посредством ламп, сушильных печей и др. Во время сушки температура на обмотке должна плавно подниматься, не превышая 100 0С. Сушка считается законченной, если сопротивление обмотки достигло 10 МОм.

Перед монтажом двигатель очистить от пыли, а законсервированные поверхности от антикоррозийной смазки. Смазку удалить ветошью, смоченную в керосине или бензине.
При установке двигателя предусмотреть свободный приток к нему охлаждающего воздуха и его свободный отвод.

Двигатель укрепить на прочном фундаменте или соответствующем массивном основании. При соединении двигателя с приводным механизмом посредством муфты необходимо обеспечить строгую соосность и параллельность валов, иначе могут возникнуть дополнительные усилия на подшипники и повышение вибрации, что быстро выведет двигатель из строя.

Если двигатель с фланцем на подшипниковом щите (исполнение IM20, IM30) крепиться непосредственно к механизму с масляной ванной, то необходимо принять меры, чтобы масло не попало внутрь двигателя.

Двигатели с ременной передачей должны крепиться на натяжных салазках или иметь натяжной ролик, компенсирующий натяжение ремня. В этом случае необходимо обратить внимание на то, чтобы салазки были перпендикулярны к оси двигателя и установлены строго горизонтально, а ось двигателя перпендикулярна направлению ремня.

Применять сшитые ремни не рекомендуется. Натяжение ремня должно быть таким, чтобы не было проскальзывания. Чрезмерное натяжение ремня приводит к быстрому выходу из строя ремня и подшипника. При любом способе передачи вращения необходимо производить динамическую балансировку с полушпонкой деталей, устанавливаемых на конце вала: шкива, муфты, шестерни и т.д.
При неотбалансированных деталях передачи во время работы двигателя возникают дополнительные вибрации, приводящие к преждевременному износу подшипников и выходу двигателя из строя.
При этом необходимо учесть, что ротор двигателя отбалансирован с полушпонкой.
Следует учесть, что с увеличением нагрузки значительно снижается срок службы подшипников.
Перед запрессовкой элементов передачи удалить антикоррозийное покрытие с выступающего конца вала и покрыть тонким слоем смазки.
Во избежание повреждения подшипников детали, устанавливаемые на вал, нагреть до температуры, близкой к 100 0С или обеспечить упор для вала с противоположной стороны.
При правильном монтаже и соблюдении вышеуказанных правил ротор должен свободно, без видимых задеваний, проворачиваться. 
 к началу страницы

Подготовка электродвигателя к работе

После монтажа, перед включением двигателя в сеть, необходимо проверить соответствие напряжения и частоты сети напряжению и частоте, указанным на табличке двигателя, правильность соединения выводов обмотки статора и подключить двигатель к сети.
Схемы включения двигателей приведены на внутренней части крышки коробки выводов.
Во избежание попадания пыли и влаги в двигатель необходимо установить резиновые прокладки и затянуть винты на крышке коробки выводов и гайку штуцера.
Для проверки правильности монтажа, работы двигателя и направления вращения привода произвести пробный пуск. Первый пробный пуск осуществляется непосредственным включением в сеть на полное напряжение, по возможности, без нагрузки.
Для изменения направления вращения необходимо поменять местами любые два токоведущих провода питающего кабеля.
к началу страницы

Порядок работы

После пробного пуска и устранения замеченных недостатков произвести второй пуск под нагрузкой. Для пуска применить пускатель, обеспечивающий защиту двигателя от работы на двух фазах, в режиме короткого замыкания и от длительных перегрузок. Пуск двигателя осуществляется включением на напряжение в сети от аппаратов ручного, дистанционного или автоматического управления. При работе с полной (номинальной) нагрузкой необходимо убедиться, что ток, потребляемый двигателем из сети, не превышает значения, указанного на фирменной табличке.

к началу страницы

Разборка и сборка электродвигателя

  • Отключить двигатель от питающей сети, отсоединить от токоведущих проводов и от приводного механизма (снять ремень или разъединить муфту);
  • снять при помощи съемника рабочий шкив или полумуфту с вала двигателя;
  • снять кожух вентилятора и вентилятор;
  • отвернуть болты, крепящие наружные крышки подшипника к подшипниковому щиту и снять наружные подшипниковые крышки;
  • отвернуть болты, крепящие к станине передний и задний подшипниковые щиты, и снять их легкими ударами молотка из мягкого материала (дерева цветного металла и т.д.) по приливам на щите;
  • осторожно вывести ротор из статора, не повреждая обмотку.

Сборку двигателя производить в последовательности, обратной разборке. После сборки двигателя проверить сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса и между обмотками, а также вращение ротора (от руки).

к началу страницы

Техническое обслуживание промышленного однофазного электро-двигателя

Ответственность за общее состояние, своевременное проведение и качество выполнения технического обслуживания двигателя на каждом предприятие несет конкретное лицо, назначенное распоряжением по предприятию.

В процессе эксплуатации двигателя необходимо вести общее наблюдение за его работой, систематически проводить техническое обслуживание, планово-предупредительный ремонт и следить за напряжением в сети.

При общем наблюдении периодически контролировать режим работы, нагрев корпуса и подшипниковых узлов, состояние контактов в коробке выводов и заземляющего устройства.

Периодичность технического обслуживания устанавливается в зависимости от производственных условий, но не реже одного раза в два месяца.

При техническом обслуживании очистить двигатель от загрязнений, проверить надежность заземления и состояние контактов в коробке выводов, соединения двигателя с приводным механизмом и крепления двигателя к месту установки. Необходимо также измерить сопротивление изоляции обмоток статора, проверить затяжку болтовых соединений и состояние уплотнений по линии вала. Замеченные недостатки устранить. Пополнение смазки производить только для двигателей с открытыми подшипниками (при наличии масленок на подшипниковых щитах) при необходимости. При этом следует открыть пробки спускных каналов, находящихся в нижней части наружных крышек подшипников. Удалить старую смазку и заполнить камеры подшипников смазкой УНИОЛ-1 или ЦИАТИМ-221 ГОСТ 9433-80 в количестве140 г на двигатель для АД200, 225 и 100 г на двигатель для АД160, 180 через масленки подшипниковых щитов.

Текущий ремонт производить при замеченных отклонениях величины нагрева корпуса, уровня шума, вибрации и других неисправностей в работе двигателя, но не реже одного раза в год.

При текущем ремонте необходимо:

  • произвести демонтаж и разборку двигателя, промывку, сушку и чистку деталей;
  • проводить осмотр подшипников, статора, ротора для обнаружения механических повреждений, выявление деталей, подлежащих замене, восстановлению и пригонке;
  • производить подпитку войлочных уплотнений по линии вала трансформаторным маслом через 2000-3000 часов работы, но не реже одного раза в пол года;
  • производить замену резиновых армированных манжет – после 2000 часов работы;
  • пополнение или полную замену смазки в подшипниках открытого исполнения производить после наработки электродвигателем 6000-8000 ч, но не реже одного раза в два года.

Периодичность планово-предупредительных ремонтов устанавливается после наработки 20000 ч, в зависимости от производственных условии, но не реже одного раза в год.

Необходимость замены подшипников определяется истечением гарантийного срока их службы, подшипниковым шумом при работе двигателя, задеванием ротора и статора, стуком в подшипниках, наличием механических повреждений. Подшипники снимать с вала при помощи съемника. Перед установкой подшипника тщательно очистить и промыть бензином поверхности под подшипник на валу и в щите. Подшипники насаживать на вал нагретыми в воздушной среде до 80 0С.

Примечание: подшипники рассчитаны для работы в течение 20000 ч.

к началу страницы

Возможные неисправности электродвигателей и методы их устранения

Неисправность Причина Метод устранения

Двигатель при пуске не вращается

Отсутствие или недопустимое понижение напряжения питающей сети.

Устранить неисправность в сети

Двигатель при пуске гудит и не вращается

Обрыв одной из фаз в обмотке двигателя, в подводящих проводах. Неправильное соединение фаз.

Устранить неисправность обмотки, подводящих проводов, соединения фаз.

При вращении двигатель гудит и перегревается

Междувитковое замыкание. Короткое замыкание между двумя фазами.

Отремонтировать обмотку.

Повышенный перегрев обмотки

Двигатель перегружен. Повышено или понижено напряжение в сети. Повреждена витковая изоляция обмотки статора.

Снизить нагрузку до номинальной. Установить номинальное напряжение. Отремонтировать обмотку.

Двигатель вращается с сильно пониженной скоростью

Во время разгона отключилась одна из фаз. Понизилось напряжение питающей сети. Двигатель перегружен.

Устранить неисправности в питающей сети, аппаратуре, исполнительном механизме.

Пониженное сопротивление изоляции

Загрязнение или отсыревание обмотки.

Разобрать двигатель. Прочистить, продуть, просушить обмотку.

Повышенный перегрев подшипников

Неправильная центровка двигателя с приводом. Повреждение подшипников.

Проверить центровку, устранить несоосность валов. Заменить подшипники.

Стук в подшипнике

Повреждение подшипника

Заменить подшипник

Повышенная вибрация

Недостаточная жесткость фундамента. Грубая сшивка ремня. Несоосность валов двигателя и приводного механизма.

Устранить причину

к началу страницы